Инвесторам

мы поможем вам инвестировать выгодно

Инвестиции в Узбекистан

Политическая и экономическая стабильность Узбекистан – это, прежде всего, политическая стабильность, это уверенность в завтрашнем дне и последовательность реформ во всех сферах общественной и политической жизни. Это государство, где в мире и согласии живут представители более ста национальностей и десятков религиозных конфессий. Благодаря успешному внедрению данной модели сегодня в Узбекистане удалось достичь и обеспечить:

01
Макроэкономическую стабильность, сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, рост валютных накоплений;
02
Создать условия для поддержания устойчиво высоких темпов ежегодного экономического роста в среднем на 9% в год, преимущественно за счет внутренних факторов;
03
Снизить совокупную налоговую нагрузку почти в 3 раза, при этом государством предоставлены дополнительные льготы предприятиям-экспортерам, субъектам малого бизнеса и предприятиям, осуществляющим инвестиции и осваивающим новые виды продукции;
04
Создать устойчивую банковско-финансовую систему со строгим соблюдением Базельских принципов банковского надзора. В частности, уровень достаточности банковского капитала составляет более 25%, что почти в 3 раза выше международных стандартов;
05
Развить новые высокотехнологичные отрасли за счет активной инвестиционной политики, технической модернизации отраслей промышленности и производственной инфраструктуры.

За годы независимого развития в экономику страны было привлечено свыше 120 млрд. долларов инвестиций, из которых более 60 млрд. долларов – средства иностранных инвесторов.

В Узбекистане в 2017 году освоено более $4,505 млрд иностранных инвестиций по 199 проектам. За счет иностранных кредитов под гарантию правительства освоено $1,854 млрд по 79 проектам, за счет прямых иностранных инвестиций – $2,65 млрд по 120 проектам.

В 2018 году наибольший объем иностранных инвестиций – $ 10,8 млрд по 37 проектам – намечается освоить в топливно-энергетическом секторе.. В частности, «Лукойл» в начале 2018 года инвестирует $3 млрд в реализацию двух СРП общей стоимостью более $ 8 млрд долларов, а Gas Project Development Central Asia (GPD, дочерняя структура Gazprom International) приступает к реализации двух проектов общей стоимостью около $1,3 млрд – разработке газовых месторождений в Устюртском регионе и Сурхандарьинской области. Японские Mitsubishi Corporation и Mitsubishi Hitachi Power SystemsLtd приступят к реализации двух проектов общей стоимостью около $1,5 млрд – строительству Туракурганской ТЭС в Наманганской области мощностью 900 МВт и строительству парогазовой установки мощностью 450 МВт на Навоийской ТЭС. Также китайская ZhuhaiSingyes Green BuildingTechnology начнет строительство солнечной электростанции в Самаркандской области.

Узбекистан до 2021 года планирует инвестировать в нефтегазовую отрасль $30,4 млрд. "За счет реализации этих проектов ожидается освоение производства 15 новых видов продукции - поливинилхлорида, АБС-пластика, синтетического каучука, ароматических углеводородов, суперабсорбента и других", - сообщает "Узбекнефтегаз".

В число наиболее крупных проектов входят доразведка и разработка месторождения «25 лет Независимости» со строительством газоперерабатывающего комплекса в Сурхандарьинской области стоимостью 5,8 млрд долларов, производство синтетического топлива (GTL) на базе Шуртанскогогазохимического комплекса (ГХК) за 3,7 млрд долларов и строительство нового нефтеперерабатывающего завода в Джизакской области за 2,2 млрд долларов.

В 2018—2020 годах планируется привлечь финансовые средства Всемирного банка на сумму три миллиарда долларов для реализации 27 проектов, к 2019 году — средства Азиатского банка развития на сумму 3,7 миллиарда для реализации 25 проектов. Узбекистан намерен до 2021 года привлечь кредиты международных финансовых институтов на сумму более 7,7 миллиарда долларов.

Налоговая политика

Беспрецедентные налоговые льготы созданы для предприятий, осуществляющих производственную деятельность на территориях недавно созданных по инициативе Президента Республики Узбекистан Свободной индустриально-экономической зоны в Навоийском, Джизахском, Ангренском и Ташкентским регионах. Льготы, включающие в себя освобождение от практически всех взимаемых на территории республики налогов и таможенные платежей, делают их экономически привлекательными зонами в мире.

В частности, участники СИЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для малых предприятий, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд, а также таможенных платежей (кроме таможенных сборов) на оборудование, комплектующие изделия и материалы, не производимые в республике (по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров) на определенный период в зависимости от суммы внесенных инвестиций, в том числе:

- от 300 тыс.долл.США до 3 млн.долл.США - сроком на 3 года;

- свыше 3 млн.долл.США до 10 млн.долл.США - сроком на 5 лет;

- свыше 10 млн.долл.США - сроком на 7 лет.

Минерально-сырьевая база и энергетическая независимость
Кадровый и интеллектуальный потенциал
Туризм и отдых
Благоприятный инвестиционный климат

За годы независимости в Узбекистане создана широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан. В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение 10 лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению в уведомительном порядке применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

Кроме того, в некоторых случаях иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в приоритетные отрасли и проекты, обеспечивающие устойчивый экономический рост, укрепление и расширение экспортного потенциала республики, проекты в сфере малого предпринимательства.

За последние годы наблюдается последовательная тенденция к значительному снижению налогового бремени как юридических, так и физических лиц. В частности, ставка налога на доход юридических лиц с 1992 года снизилась в пять раз и составляет в настоящее время 8-7,5%.

Представителям малого бизнеса и частного предпринимательства предоставлен ряд льгот и преференций по налогообложению и кредитованию. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан микрофирмы и малые предприятия могут выбрать упрощенную форму налогообложения, позволяющую вместо общеустановленных налогов и других обязательных платежей выплачивать единый налоговый платеж. Ставка единого налогового платежа по итогам 2013 года составляет всего 5%.

Выгодное географическое расположение
Лучшее место для проживания

Инвестиционный потенциал отраслей экономики

Узбекистан обладает огромным инвестиционным потенциалом. За годы независимости получили новое развитие такие отрасли как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, биотехнологии, фармацевтическая промышленность, информационные технологии. Узбекистан богат различными видами полезных ископаемых. В недрах республики выявлено более 100 видов минерального сырья. По запасам золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, вольфрама, природного газа и некоторых других полезных ископаемых наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Только разведанные запасы минеральных ресурсов оцениваются примерно в 3,3 триллиона долларов. Для проведения модернизации и технического перевооружения предприятий перерабатывающих отраслей только в ближайшие три года необходимо привлечь 3,7 миллиардов долларов инвестиций. В целом, инвестиционная привлекательность отраслей промышленности обуславливается относительно низкими затратами на факторы производства (электроэнергия, природный газ, рабочая сила), значительным внутренним рынком сбыта (более 26,3 млн. человек постоянного населения), беспошлинным выходом на рынки стран СНГ (280 млн. человек населения).

Отрасли экономики

Предприятия нефтегазовой промышленности объединены в национальную холдинговую компанию "Узбекнефтегаз". В состав компании "Узбекнефтегаз" входят 6 акционерных компаний: АК "Узгеобурнефтегаздобыча" (добыча нефти и газа), АК "Узтрансгаз" (транспортировка), "Узнефтепродукт" (переработка), "Узнефтегазмаш" (производство технологического оборудования для отрасли), Шуртанскийгазохимический комплекс (производство полиэтилена, сжиженного газа, серы и товарного газа). Нефтегазовая промышленность Узбекистана на 93% обеспечивает энергетику республики первичными топливными ресурсами. Ежегодно в республике добывается около 65 млрд. м3 газа (восьмое место в мире), 5,9 млн. тонн жидких углеводородов. Переработке подвергается только 5% добываемых сырьевых ресурсов, производится 197 тыс. тонн сжиженного газа, 125 тыс. тонн полиэтилена. Экспортный потенциал всего добываемого газа сегодня составляет 1,4 млрд. долл., организация же его переработки в готовую продукцию (полиэтилен, полипропилен и другие продукты нефтехимии) позволит увеличить стоимость производимой готовой продукции в 10 раз. В отрасли действуют такие известные иностранные компании, как «Лукойл», «Газпром» (Российская Федерация), CNPC (КНР), Корейская национальная нефтегазовая корпорация КОГАЗ (Корея), GTL SilkRoad, и др. Иностранные компании, привлекаемые для ведения поисковых и разведочных работ на нефть и газ, освобождаются от: •  всех видов налогов, отчислений и платежей, действующих на территории Республики Узбекистан, на период проведения геологоразведочных работ; •  таможенных платежей при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ. Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от: •    уплаты налога на доход (прибыль) сроком на семь лет с начала добычи нефти или газа. По истечении указанного срока ставка налога на доход (прибыль) указанных совместных предприятий устанавливается в размере 50 процентов от действующей ставки; •    уплаты налога на имущество и на доходы иностранных участников от долевого участия в совместных предприятиях; •    обязательной продажи части валютной выручки от реализации продукции, полученной в результате деятельности по добыче и переработке нефти и газа, на период возмещения вложенного капитала на поисковые и разведочные работы.

На сегодняшний день в Узбекистане сконцентрировано порядка 50% генерирующих мощностей Объединенной энергетической системы Центральной Азии. В эту систему входят также энергосистемы Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Юга Казахстана. Электроэнергетика Узбекистана функционирует в рамках Государственно-акционерной компании «Узбекэнерго», образованной в форме открытого акционерного общества и включающей также предприятия угольной промышленности. В настоящее время в состав компании входят 53 предприятия и организации, в том числе 39 открытых акционерных обществ, 11 унитарных предприятий, 2 общества с ограниченной ответственностью и филиал компании - «Энергосотиш». Основой энергетической системы Узбекистана являются тепловые электростанции общей мощностью 10,6 млн. кВт. В пяти крупных ТЭС установлены энергоблоки мощностью от 150 до 800 МВт. Протяженность линий электропередачи компании превышает более 235 тыс. км. Конфигурация линий электропередачи напряжением 220-500 кВ и протяженностью 7,5 тыс. км обеспечивает стабильную работу системы электроэнергетики. Основными направлениями развития отрасли являются строительство новых источников генерирующих мощностей, замена отработавшего расчетный энергоресурс оборудования генерирующих мощностей, удовлетворение потребности прогнозного роста энергопотребления, внедрение современных технологий энергопроизводства, снижение негативного воздействия объектов энергетики на окружающую среду. В отрасли намечена реализация ряда крупных инвестиционных проектов по производству и распределению электроэнергии: модернизация Ташкентской ТЭС с привлечением кредитных средств Японского банка международного сотрудничества, строительство объектов внешнего энергоснабжения г.Ташкента (прорабатывается с Эксимбанком КНР), строительство высоковольтных линий электропередач (прорабатывается с ИБР).

Одним из приоритетных направлений является развитие текстильной отрасли. Предприятия отрасли производят и экспортируют такую продукцию, как хлопчатобумажная пряжа, хлопчатобумажные суровые ткани, трикотажное полотно, трикотажные и швейные изделия. Отрасль имеет стабильную сырьевую базу – в республике ежегодно производится более 1 млн. тонн хлопкового волокна, из которого на данный момент перерабатывается около 25%. В Узбекистане основной объём производственных мощностей сконцентрирован в прядильном производстве, и существует отличная возможность инвестирования в создание ткацких и швейных производств. Целевым ориентиром дальнейшего развития отрасли является доведение объёма перерабатываемого хлопкового волокна до 50%, а также организации производства хлопчатобумажной ткани и готовых изделий для чего необходимо привлечение более 700 млн. долл. инвестиций. В отрасли действуют предприятия, созданные с участием инвесторов из таких стран как Германия, Италия, Южная Корея, Турция, США, Индия, Великобритания, Австрия и др. В целях стимулирования инвестиционной деятельности в легкой промышленности законодательством Узбекистана предусмотрен ряд льгот и преференций, в том числе: • предприятия, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, освобождаются от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость; •  предприятия освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов на таможенное оформление) на технологическое и вспомогательное оборудование, технологическую оснастку и запасные части, завозимые для собственных нужд.

Сельское хозяйство, в том числе плодоовощной сектор, развивается благодаря происходящим структурным преобразованиям, росту численности и активизации деятельности фермерских хозяйств, реализации механизмов их льготного кредитования, своевременной финансовой поддержки, а также повышения эффективности использования материально-технических ресурсов. Узбекистан обладает значительным сельскохозяйственным ресурсным потенциалом и имеет возможность производить свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год. Ныне в республике ежегодно производится более 1,7 млн. тонн продукции садоводства и виноградарства, около 5 млн. тонн овощебахчевых культур и картофеля. Плодоовощная продукция, производимая в республике, имеет непревзойденные вкусовые качества. Узбекистан издавна славится на внешних рынках своим виноградом и яблоками, персиками и грушами, черешней и сливой, айвой, арбузом и дыней. В республике выращиваются такие субтропические культуры как инжир, гранат, хурма и др. В отрасли действуют предприятия, созданные с участием инвесторов из таких стан как Германия, Голландия, Австрия, США, Турция, Россия, Швейцария, Италия, Испания и др. Потенциал плодоовощной отрасли республики намного превышает нынешние показатели. Организованна глубокая переработка выращиваемой плодоовощной продукции, с производством конкурентоспособных на внешних рынках видов товаров, например, таких как соки, джемы, свежезамороженные, сублимированные и другие сухофрукты.

Пищевая промышленность Узбекистана базируется, главным образом, на переработке местного сельскохозяйственного сырья и представлена предприятиями масложировой, кондитерской, перерабатывающей отраслей. Предприятия отрасли объединены в Ассоциацию масложировой и пищевой промышленности, объединяющую в своём составе 87 предприятий, в частности 20 акционерных, 36 совместных предприятий, 28 предприятий частного бизнеса, 3 унитарных предприятия. 

 

В Узбекистане основными видами производимой электротехнической продукции является кабельно-проводниковая продукция, электролампы, электронная техника, силовые трансформаторы, различные электроаппараты и электродвигатели. В Узбекистане налажено производство меди, серебра, золота, цинка, вторичного алюминия, которые являются сырьём для электротехнической промышленности. Перспективными направлениями является производство полупроводников, сухих литых трансформаторов, осветительных галогенных электроламп и интегральных микросхем.

Узбекистан обладает значительными запасами строительных материалов: 49 месторождений строительного камня, 76 – песчано-гравийных материалов, 198 – кирпичного и черепичного сырья, а также известняка, строительного песка, гипса, керамзита, мела, талька и др.

Предприятия автомобилестроительной индустрии в республике объединены в акционерную компанию "Узавтосаноат", в состав которой входят 20 предприятий. Компания сотрудничает с рядом предприятий, не входящих в её состав. За весь период деятельности акционерной компании было выпущено около 682 тысячи автомобилей, в том числе в 2006 году - 140 тысяч автомобилей. На АО «УзДЭУавто» и предприятиях локализации планируется освоение 253 новых деталей и частей для производимой продукции.

Профессиональной отраслевой организацией в сфере машиностроения является ассоциация «Узсельхозмашхолдинг». В отрасли работают десятки промышленных предприятий, производящих экскаваторы, трактора, прицепную и навесную сельскохозяйственную технику. К реализации с привлечением иностранных инвестиций предлагаются проекты организации производства трансмиссии для тракторов мощностью до 120 л.с. и выше, хлопковых сеялок точного высева, а также реализация пакета акций ОАО «Компрессор», ОАО «Сувмаш» и другие. Одной из ведущих отраслей промышленности Узбекистана является цветная и чёрная металлургия, включающая производство меди, тугоплавких и жаропрочных металлов, золота. Крупнейшие предприятия отрасли – Навоийский и Алмалыкский горнометаллургические комбинаты. На базе вольфрамовых руд и молибдена, обнаруженных в республике, работает Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных металлов (город Чирчик). Выпускает сталь и прокат на основе переработки металлолома металлургический комбинат в городе Бекабаде Ташкентской области.

 

 

 

Гарантии вновь созданным предприятиям с иностранными инвестициями (Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4434 от 10.04.2012г.)

Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации.

По заявкам министерств, ведомств хозяйственных объединений должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, представляются въездные и многократные визы сроком на 12 месяцев.

В рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования (Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4434 от 10.04.2012г.).

Для производственных предприятий с иностранными инвестициями, экспортирующих продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту, установлены следующие дополнительные льготы и преференции:

- отменены экспортные таможенные пошлины на продукцию собственного производства;

- предоставлено право экспортировать собственную продукцию без предоплаты и открытия аккредитива, при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей, и соблюдении сроков поступления валютной выручки, предусмотренных действующим законодательством;

- отменена регистрация в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан экспортных контрактов на поставку продукции собственного производства (кроме экспорта лицензируемых товаров), сохранив действующий порядок их учета в уполномоченных банках и таможенных органах.

Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплаты:

- всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на период проведения геологоразведочных работ;

- таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ.

Гарантии вновь созданным предприятиям с иностранными инвестициями

(Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4434 от 10.04.2012г.)

Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации.
По заявкам министерств, ведомств хозяйственных объединений должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, представляются въездные и многократные визы сроком на 12 месяцев.
В рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования (Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4434 от 10.04.2012г.).

Для производственных предприятий с иностранными инвестициями, экспортирующих продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту, установлены следующие дополнительные льготы и преференции:

01
Отменены экспортные таможенные пошлины на продукцию собственного производства;
02
Предоставлено право экспортировать собственную продукцию без предоплаты и открытия аккредитива, при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей, и соблюдении сроков поступления валютной выручки, предусмотренных действующим законодательством
03
Отменена регистрация в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан экспортных контрактов на поставку продукции собственного производства (кроме экспорта лицензируемых товаров), сохранив действующий порядок их учета в уполномоченных банках и таможенных органах.

Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплаты:

01
Всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на период проведения геологоразведочных работ;
02
Таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ.

Поиск